Вчера прошло заседание Общественного совета Министерства энергетики, где был обсужден вопрос дефицита сжиженного нефтяного газа.
Если коротко: производство сжиженного нефтяного газа (СНГ) снижается на фоне роста увеличения автолюбителей на газу. Только официально за текущий год количество авто на газу выросло на 30%, а сколько не поставленных на учет автомобилей?
Со следующего года может возникнуть дефицит сжиженного нефтяного газа, но Правительство намерено запретить экспорт СНГ ЖД-транспортом (не коснется лишь стабилизированных контрактов). СНПС-Актобемунайгаз, GPC, Амангельдинский ГПЗ полностью должны будут поставлять на внутренний рынок. Если раньше ТШО поставлял 120 тыс тонн в год на внутренний рынок, то сейчас объемы увеличивают. Кроме этого, ТШО должно поставлять 550 тыс тонн пропана (KPI) и 380 тыс тонн бутана (Бутадиен).
Цены на СНГ в Казахстане являются самыми низкими после Алжира (35 тенге за литр). Самый дорогой СНГ в Швейцарии – 650 тенге за литр. В Казахстане средняя цена 54 тенге.
Между тем, Алжир является самым крупнейшим покупателем казахстанского СНГ (в прошлом году импортировано 200 тыс тонн по $650 за тонну). Алжир являлся самой последней страной, использующей этилированный бензин. Но после закрытия заводов по производству этилированного бензина, власти Алжира решили простимулировать автолюбителей пересесть на СНГ (компенсировали 50% затрат на установку газобалонного оборудования). В итоге на сегодняшний день Алжир является импортером СНГ.
Пора нашим властям поставить ограничение автолюбителям переход на газ, либо постепенно повышать цены на СНГ. На западе пропан/бутан называют “Rich gas” (ценный газ), который используется для газохимии. Автолюбители заправляются компримированным / сжиженным природным газом.
❓ Почему большинство китайского грузового автотранспорта объезжает нашу страну через Узбекистан? Потому-что они заправляется КПГ/СПГ газом. Вот данный вид топлива и нужно развивать в Казахстане (привет проваленной госпрограмме №797 по развитию газомоторного топлива).