Стати пришелся весьма кстати?

На прошлой неделе юристы Анатоли Стати сообщили, что Бостонский суд США обязал State Street Corporation раскрыть активы Нацфонда Казахстана. И это очень плохая новость для суверенного Казахстана.

Судебные разбирательства молдавского бизнесмена Стати с Правительством Казахстана тянутся с 2013 года.

Напомним, осенью 2009 года Министерство нефти и газа РК досрочно расторгло контракты на недропользование с «Казполмунай» и «Толкыннефтегаз» (основной бенефициар месторождений – Анатолий Стати) по причине экономических преступлений (отсутствие лицензии за эксплуатацию нефтепровода, завышение затрат при строительстве Боранкольского ГПЗ). Месторождения были переданы Министерством нефти и газа в доверительное управление КазМунайТениз (дочерняя компания НК «КазМунайГаз»). Суд Актау признал руководителя Казполмунай Сергея Корнегруцу виновным по статье «Незаконное предпринимательство» и приговорил его к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества и возмещению незаконно полученного дохода в 21,67 млрд тенге (по старому курсу $147,8 млн). Но спустя год Сергею Корнегруцу удается сбежать из тюрьмы и покинуть Казахстана. Стати оценивал свои инвестиции в Казахстан $535 млн и решил их изъять через международный арбитраж. Судебные разбирательства за 8 лет привели к аресту зарубежных активов Казахстана в разных странах на общую сумму свыше $6 млрд.

Со слов Стати: «Общие затраты обошлись казахстанским налогоплательщикам потерями в размере более 300 млн долларов США в виде судебных издержек, стоимости услуг юридических консультантов и прочих расходов и издержек, начиная с декабря 2013 года».

Разбирательство Стати раскрыло огромную проблему о Национальном Фонде Казахстана (НацФонд), который имеет лишь название, а по сути является банковским счетом Правительства Казахстана, переданный в доверительное управление Национальному Банку Казахстана. То есть, Национальный Фонд Казахстана не обладает статусом юридического лица, хотя в других странах подобный фонд является юридическим лицом и имеет свой собственный правовой статус.

В этом и заключается причина, как международные суды легко смогли наложить аресты на банковские счета НацФонда, находящие в доверительном управлении НацБанка.

Под раздачу арестов также попала и доля Казахстана по проекту Кашаган (50% акций «КМГ «Кашаган Б.В.», принадлежащих АО «ФНБ «Самрук-Қазына»). Действующий голландским судом арест доли Самрук-Казына на Кашагане является одним из причин переноса IPO НК «КазМунайГаз». Хотя ни «КМГ Кашаган Б.В.», ни Самрук-Казына не являются участниками арбитража по делу Стати. Возможно, арест связан с тем, что 9.6% НК «КазМунайГаз» находится в собственности НацБанка.

Каким бы не был результат в деле Стати против Казахстана, ясно одно – нужно защитить НацФонд, придав ему правовой статус юридического лица. НацФонд не должен являться банковским счетом правительства, а должен принадлежать «будущему поколению» (по примеру Норвегии) и быть подотчетен народу Казахстана (публикация о структуре инвестиций).

P.S. Не отпусти наши правоохранительные органы руководителя Казполмуная Сергея Корнегруцу на свободу и признай он свою вину — разбирательства со Стати скорее всего и не было бы.