Геологоразведка: вопросы в толпе восклицательных знаков

Автор:
Боранбаев Анвар Кимович,
Экс-Председатель Правления Нацкомпании «Казгеология».
Горный инженер, геофизик, стаж в отрасли – более 25 лет.

 

«Во всей Вселенной пахнет нефтью…»
Бертран Рассел,
английский философ, математик, общественный деятель

 

  1. Введение, или Google нам в помощь

 

Ни для кого не секрет, что земля и ее богатства дают возможность жителям Казахстана с уверенностью смотреть в будущее, но важная составляющая – это рациональность их использования. И примеров, как хороших, так и других, в избытке, как в нашей стране, так и за ее пределами. И, что самое главное – внесены изменения в Конституцию нашей страны-3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

В феврале 1956 года было создано Министерство геологии и охраны недр КазССР, признавая важность и значение недр земли Казахстана. С этого момента начинается усиленная работа по поиску и разведке месторождений. Слаженная работа позволила значительно увеличить минерально-сырьевую базу страны и поспособствовала новым открытиям (нефтяное Тенгизское, газоконденсатное Карачаганакское месторождения, Бозашинский и Южно-Торгайский нефтегазоносные районы и др.).

После объявления независимости, Республика Казахстан начала активное развитие собственной экономики, на успех которой во многом повлияла минерально-сырьевая база, созданная трудом советских геологов и ставшая главным источником пополнения бюджетных средств. И является этим источником до сих пор. К сожалению, геологической отрасли страны в этот период не было уделено должного внимания ни в части рассмотрения и решения проблем восполнения запасов и дальнейшего увеличения минерально-сырьевой базы (одно из прикладных ее направлений), ни в развитии ее фундаментальных и других прикладных направлений. И даже в принятых документах текущего периода геологии отведена роль свободно падающего предмета. Но не будем о грустном, а лучше обратим взор на наши углеводороды. Вернее, к истории нефтянки нашей страны

Нефтегазовый сектор Казахстана имеет богатую более чем 120-летнюю историю. Условно этот период можно разделить на 3 этапа.

Первый этап ознаменован добычей нефти на Эмбе. За период 1899-1914 гг. на Эмбе было добыто более 420 000 т нефти. Первая мировая война и революционные процессы в России привели к стагнации работ на нефтепромыслах. К моменту национализации нефтепромыслов (1920) многие нефтепромысловые объекты были разрушены и приведены в негодность.

Вот на такой минорной ноте можно отметить завершение первого этапа.

Второй этап – 1921-1991 гг. – начался с восстановления разрушенных нефтепромыслов и их национализации. Этот период представлен следующими знаковыми событиями:

1946 г. – введен в эксплуатацию Атырауский НПЗ.

1950 г. – добыча нефти достигла уровня 1 млн т.

1960-е гг. – первый фонтан мангышлакской нефти на площади Жетыбай; введено первое в междуречье Урал-Волга месторождение Мартыши; добыча нефти превысила 10 млн т в год.

1970-е гг. – введено месторождение Октябрьское в Актюбинской области.

1978 г. – введен в эксплуатацию Павлодарский НПЗ.

Добыча нефти в Казахстане достигла уровня 10 млн т в год.

1980-е гг. – введено месторождение Тенгиз, газоконденсатное месторождение Карачаганак. Открыто крупное газоконденсатное месторождение Жанажол.

1985г. – Введен в эксплуатацию Шымкентский НПЗ.

Добыча нефти достигла уровня 25 млн т в год.

Всей добываемой нефтью распоряжался Центр. За это время Казахстан стал второй нефтяной провинцией Союза.

Третий этап – начался с создания органа, координирующего нефтегазовую промышленность уже независимого Казахстана (нефтегазовая промышленность на данном периоде была представлена производственными нефтегазодобывающими объединениями, предприятиями нефтегазопереработки, транспорта нефти и газа и другими смежными предприятиями). Последующие далее события в нефтегазовом секторе свидетельствуют о том, что Казахстан в 90-е годы и в начале второго тысячелетия с некоторыми своеобразными особенностями повторяет путь, который прошли многие нефтедобывающие страны.

К моменту обретения независимости, несмотря на столетнюю историю добычи нефти, нефтегазовый сектор фактически делал только первые серьезные шаги в плане привлечения инвестиций и самостоятельного выхода на международные рынки. Было понятно, что без иностранных инвестиций и технологий дальнейшее развитие отрасли вряд ли станет реальностью. Поэтому основной задачей стало привлечение зарубежных компаний, для чего достаточно оперативно было начато создание нормативно-правовой базы.

В те годы первые соглашения между Казахстаном и рядом транснациональных корпораций стали первым шагом на пути открытия нефтегазового комплекса Казахстана для иностранных инвесторов. В результате разнообразных институциональных преобразований отрасли (приватизации, создание национальных компаний, СП и пр.), а также создания благоприятных инвестиционных условий в страну пришли российские, американские, итальянские, японские, британские, венгерские компании. Пройдя с ними фазу, связанную со значительным геологическим риском и перейдя к стабильным открытиям коммерческих запасов (открытие Кашагана, наращивание запасов Тенгиза), Казахстан запустил политику усиления роли государства в нефтянке. Также основной тенденцией развития нефтегазового сектора на данном этапе стало развитие транспортных маршрутов доставки углеводородов потребителю.

Таким образом, Казахстан, начав свой новый исторический этап, как отдельное государство – с привлечения иностранных инвестиций и технологий после серьезных успехов, связанных с разработкой месторождений, Тенгиз, Карачаганак, реализацией проекта КТК и открытием гигантского месторождения Кашаган, ставит следующие стратегические задачи: баланс между интересами государства и инвесторами и выход на новые перспективные рынки сбыта. Возможно, они и будут определяющими при дальнейшем развитии нефтегазового комплекса.

 

  1. Наука залог успеха

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека».

Леонардо да Винчи

Вначале мне хотелось бы привести ниже высказывание Жака Фреско: «Во времена моей молодости, которая прошла в Нью-Йорке, я оборудовал у себя в комнате лабораторию, где приступил к изучению естествознания и других наук. И тогда я понял, что Вселенная подчиняется законам, и что человек, как и само общество, не являются исключением. Затем, в 1929 году произошел биржевой крах, который стал началом того, что сейчас называют Великой депрессией. Я не мог понять, почему миллионы людей остались без работы, потеряли жильё и были вынуждены голодать, тогда как заводы простаивали, и ресурсы были по-прежнему доступны. Именно тогда я осознал, что правила экономической игры в своей основе ошибочны. Вскоре после этого началась Вторая мировая война, в ходе которой многие страны последовательно уничтожали друг друга. По окончании войны я подсчитал, что все израсходованные на разрушения средства и ресурсы могли бы легко обеспечить всем необходимым каждого человека на планете. С тех пор я наблюдаю, как человечество роет себе могилу. Как постоянно растрачиваются и уничтожаются бесценные исчерпаемые ресурсы во имя прибыли и свободного рынка. Я наблюдаю, как социальные ценности сводятся к искусственному материализму и бездумному потреблению. И как финансовые силы контролируют политическую систему якобы свободного общества. Сейчас мне 94 года. Боюсь, что моё отношение к этому осталось таким же, как и 75 лет назад. Пора прекратить это безумие». (Источник: https://ru.citaty.net/tsitatyonauke).

Что же такое геология и с чем её едят? Мистер Google дает ответ: «Геоло́гия (от др.-греч. γῆ «Земля» + λόγος «учение, наука») – совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанных на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин. Коротко геологию можно определить, как науку о составе, строении и закономерностях развития Земли и изучение её поверхности.

Геология прошла длительный и сложный путь развития. Круг объектов её исследования расширялся, и распространился на всю Землю (науки о Земле) и объекты Солнечной системы. В геологии предметом исследования являются геологические объекты, их свойства, закономерности строения, взаиморасположения, происхождения и развития во времени и пространстве.

Перейдем к нефти и газу.

Нефть и газ служат, в основном, дешевыми источниками энергии, а топливо – основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Можно сказать, что без топлива немыслима жизнь человечества на нынешнем уровне. В мировом энергобалансе нефть занимает около 40%. Большая ее часть потребляется транспортом, прежде всего автомобильным и авиационным. Кроме того, значительное место занимает технологичное потребление – прежде всего, в черной металлургии, для нужд отопления.

Также с развитием химической промышленности нефть и газ все более широко используются в качестве химического сырья. Сейчас из них получают самые разнообразные химические и фармацевтические продукты: синтетические волокна, пластмассы, органические кислоты, бензины, спирты, синтетические растворители и многое другое.

Нефтегазовая отрасль Казахстана – одна из ведущих отраслей, определяющая современное состояние и перспективы социально-экономического развития страны. Она обеспечивает производство валового внутреннего продукта, промышленного производства и доходы консолидированного бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Тем не менее, нынешнее состояние данной отрасли вызывает серьезные опасения. Как известно, национальная экономика развивается преимущественно за счет сырьевых отраслей. Сейчас природные ресурсы обеспечивают большую часть национальных доходов. При этом, доля Казахстана на мировом рынке наукоемкой продукции равна 0, а в списке стран, наиболее динамично развивающихся в последние десятилетия, почти нет сырьевых экспортеров, а в основном, представлены страны, представляющие наукоемкие технологии.

Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтегазовой промышленности, что в перспективе, особенно в условиях быстрого роста добычи нефти, может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны.

Продолжает ухудшаться структура разведанных запасов нефти. Происходит опережающая разработка наиболее рентабельных частей месторождений и залежей. Вновь подготовленные (разведанные) запасы сосредоточены, в основном, в средних и мелких месторождениях и являются в большей части трудноизвлекаемыми, и их коммерческая составляющая зависит от мировых цен на них. В целом объем трудноизвлекаемых запасов составляет более половины разведанных запасов страны.

По прогнозам экспертов, если в самое ближайшее время не будут открыты и введены в разработку новые крупные месторождения нефти, то ее добыча в стране начнет быстро падать, если не учитывать добычу на трех наших «китах» (Тенгиз Карачаганак и Кашаган).

Если принять во внимание то, что при удачном исходе геологоразведочных работ от их начала до ввода в промышленную эксплуатацию открытых месторождений проходит не менее 15 лет, то время для бесперебойного восполнения быстро истощающихся ресурсов уже упущено.

Структура запасов газа в стране менее благоприятна, чем нефти, если не сказать удручающая. Единственным добывающим активом компании «QazaqGaz» является Амангельдинская группа месторождений, и возникает зависимость этой компании от добычи попутного газа КМГ и других компаний, добывающих нефть. Следовательно, напрашивается вопрос: для чего ее вывели из состава «КазМунайГаза»? И напрашивается ответ: необходимо ее вернуть обратно.

Таким образом, одна из объективных причин отставания развития казахстанской нефтегазовой отрасли – это истощение запасов по мере эксплуатации месторождений и, как следствие – качественное ухудшение нефтяного сырья.

Эффективность геологоразведочных работ невысока, а большинство открываемых месторождений – это наследие ругаемого нами советского периода, вовлеченные в разработку, благодаря инвестициям мелких инвесторов, которые отдалены от существующей производственной инфраструктуры. За несколько десятков лет сократились объемы геологоразведочных работ и их финансирование. В результате прирост разведанных запасов не компенсирует текущую добычу энергоресурсов.

А значит выражение: кто владеет геологической информацией, тот владеет недрами – не потеряет своей актуальности никогда.

Геологическое изучение недр – это не бизнес. Это наука (изучение недр). Без «науки» сложно добиться положительных результатов в виде «новых поисковых заделов» и далее месторождений. Миссия Геологической службы США USGS тому подтверждение: «Принимаете разумные решения об изменяющемся мире? Начните с науки».

К сожалению, в нынешней геологической науке не все гладко. Институт геологических наук им. К.Сатпаева, Институт гидрогеологии и геоэкологии им. У.Ахмедсафина оказались вне геологической отрасли, подчиняясь КазНИТУ МОН РК, а Институт сейсмологии и СОМЭ МЧС РК. При этом наблюдается процесс «старения» кадров, молодежь не идет в науку, так как нет адекватного стабильного финансирования и т.д.

Экспертные круги знают, что нынче «без наук, как без рук». ГГИН не является недропользованием. Это первоначальный этап солидных государственных инвестиций в недра и подготовки их к недропользованию (разведка и добыча). Именно этот этап позволяет выделять перспективные участки и объекты «под» дальнейшую геологоразведку, тем самым снижая и без того высокие риски в недропользовании и повышая инвестиционную привлекательность наших недр. Важнейшей и отличительной особенностью геологоразведочных работ является их научный характер. Товарной продукцией геологоразведчиков являются не тонны добытой нефти, газа, руды или выплавленных металлов, как у коллег из добывающих отраслей, а достоверная и качественная геологическая информация. Государство в случае с ГГИН само является крупным инвестором. Если отсутствуют такая информация, поисковые заделы, новые месторождения, добыча, то нет и производства продуктов добавленной стоимости.

От науки в конечном итоге зависит привлекательность государства на мировой арене!

 

  1. Мысли стороннего наблюдателя (Геологическая среда или геологический «четверг» цугцванг

Выше было приведено определение геологии и корректно указано на то, что геологическая отрасль нашей страны подобна свободно падающему предмету. Теперь приведу определение геологической среды от того же мистера Google: «Геологическая среда – это область наиболее активного тектогенеза, оказывающая существенное воздействие на наземные и подземные сооружения, агротехнические и другие условия хозяйственной деятельности. Области, охватываемые геологической средой в этом понимании, будут непрерывно увеличиваться по мере освоения человеком: глубоких недр и проникновения в них. Следовательно, с увеличением глубины проникновения человека в недра не только число геологических объектов, но и сам объем геологической среды будут непрерывно расти».

Если коротко, то геологическая среда – это все процессы, происходящие на земле и в ее недрах, которые влияют на инженерно-хозяйственную деятельностью человека.

Также постараюсь кратко довести до сведения читателей, почему происходят отклонения в понимании развития геологии в целом. Прежде всего, из-за отсутствия понимания, что же такое геология. Исходя из выше представленных определений, геологию можно разделить на два направления: фундаментальное и прикладное. К прикладному или монетизированному направлению можно отнести:

  1. Геологию полезных ископаемых.
  2. Инженерную или инфраструктурную геология.
  3. Гидрогеологию.
  4. Геодезию и картографию.

Исходя из перечисленных направлений, можно сформулировать четкий ответ. Всё и вся крутится вокруг одного: геологии полезных ископаемых, но и даже при этом кручении мы получаем отрицательное сальдо. Может, пора остановиться и понять, что необходимо провести анализ того, что мы имеем. Понять, где мы ошиблись и общими усилиями исправить, выбрав правильное решение для дальнейших действий.

В прессе тиражируются высказывания отдельных начальников от геологии о том, что наши недра содержат более ста элементов таблицы Менделеева, но при этом на государственном учете их только 60. Где потерялись более 40 элементов? 14 видов полезных ископаемых имеют экспортно-ориентированную направленность. И большинство граждан нашей страны и инвесторы оказываются обманутыми этими радужными перспективами. А все потому, что по качеству сырья по этим экспортно-ориентированным полезным ископаемым мы находимся на 34-м и других худших позициях по аналогичным полезным ископаемым в сравнении с другими странами, их имеющими.

В своей прошлой статье, вышедшей в журнале «Казсервис» в 2021 году, я приводил ссылки на разделы Кодекса, касающиеся государственного геологического изучения недр. Что это и почему это необходимо, приведу небольшую цитату из этой статьи.

«Целесообразно разработать новые подходы в оценке территорий Казахстана, более 40% которых находится в зоне сейсмической активности. Следует продолжить работу по оценке и планированию проведения геологоразведочных работ, по формированию «Программы развития регионов», «Программы развития территории» областей и городов и по реализации иных мероприятий по социально-экономическому планированию с учетом сейсмических и иных рисков.

Следующей немаловажной задачей является придание «второго дыхания» моногородам. Касым-Жомарт Токаев, Президент Казахстана, в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», озвученном 1 сентября 2020 года, говорил как раз об этом. За последние десятилетия наблюдается истощение месторождений твердых полезных ископаемых в районах моногородов. В Казахстане имеется 27 моногородов, где проживает 1,7 млн человек, или около 16% городского населения страны. Большинство людей, проживающих там, трудится на одном-двух градообразующих предприятиях, «привязанных» к месторождениям полезных ископаемых. В связи с истощением запасов через 7-10 лет моногорода могут столкнуться с серьезными социальными проблемами. На данный момент в 19 моногородах градообразующие предприятия пока работают стабильно, в пяти из них – функционируют частично, а в трех – остановлены».

В ближайшей перспективе необходимо изменить механизм финансирования геологоразведки. Государственное финансирование геологоразведки осуществлялось в Казахстане с 2003 года. Функционировали три геологоразведочные программы с плановым объемом финансирования на сумму более 196 млрд тенге. По данным из текста проекта «Госпрограммы геологической разведки Республики Казахстан на 2021-2025 гг., в период с 1991-2019 гг., по результатам проведенных недропользователями геологоразведочных работ, на государственный учет запасов полезных ископаемых впервые были поставлены запасы 141 месторождение углеводородного сырья, 213 месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе золота, меди, полиметаллов, железных руд, марганцевых руд и т.д. Вместе с тем, открытие крупных уникальных месторождений углеводородов, как  Тенгиз, Кашаган и другие так и не состоялось.

Причиной тому является то, что госпрограммы финансируются не на принципах проектного финансирования, а по схеме текущих бюджетных расходов.

То есть для получения качественного результата необходимо менять механизм финансирования ГРР, вводить систему проектного финансирования, принимать решения на основе возвратности и окупаемости проектов, имеющих лаконичные и понятные индикаторы.

Теперь о региональных проблемах. Наши регионы разнятся по экономической и производственной специализации, уровню жизни, качеству государственных услуг. Поэтому территориальное развитие следует выстраивать с учетом конкурентных преимуществ разных регионов. В Посланиях главы государства народу Казахстана был сделан акцент на необходимости сбалансированного развития регионов, проблемой которых остается диспропорция в социально-экономическом развитии, моно- и малых городов, поддержке малого и среднего бизнеса, в целях реализации одного из главных приоритетов государства – «обеспечение базового качества жизни во всех регионах». Не секрет, что диспропорция по уровню ВРП между регионами достигает 10-15 кратного разрыва. Нужно приблизить уровень жизни в областных регионах до уровня северной и южной столиц.

В рамках тезиса «сильные регионы – сильная страна», закрепленного в Послании президента Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» (2019 г.), необходимо разработать механизм трансформации природных богатств в устойчивый экономический рост. Все действующие и планируемые программы развития («Енбек», «Нурлы Жер», «Нурлы Жол», Дорожные карты бизнеса, Программы развития регионов и территорий и т.д.) должны быть синхронизированы между собой и работать на один общий результат – повышение уровня жизни наших граждан и конкурентоспособности Казахстана в мире.

С учетом того, что у нас новые промышленные центры формируются на базе открытых месторождений, необходимо рассматривать ГГИН как фундамент дальнейшей индустриализации областей и обеспечения достойного уровня социально-экономического развития страны. В Казахстане имеется три города республиканского значения (Астана, Алматы, Шымкент) c сервисной структурой экономикой, остальные 17 областей являются сырьевыми (агропромышленными). У каждого региона есть собственная «Программа развития территории» (ПРТ) на 2021-2025 гг.

С учетом сырьевого профиля экономики ГГИН целесообразно рассматривать как базу развития регионов. Ближняя цель – через масштабное привлечение инвестиций в геологоразведку генерировать приток в регионы инфраструктурных инвестиций, «расшевелить» малый и средний бизнес «на местах», создать максимально выгодные условия для самозанятых и безработных «не сидеть сложа руки», а заняться бизнесом и дать толчок к поступательному движению 17 областей к уровню жизни северной и южной столиц. Далее нужно двигаться к главным целям: до 2025 года добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран ОЭСР, и к 2050 году постараться войти в «клуб» 30 самых развитых стран мира.

Выполнение предложенного плана действий возможно исключительно на базе синергии «государства-науки-бизнеса» с «целеполаганием главенства результата над процессом».

 

Выводы. Что предлагается:

  1. Расширить перечень видов сырья, имеющих стратегическое значение (статья 43 Кодекса о недрах РК). В США их уже 50, а в Европе более 35. У нас их всего три: нефть газ и уран.
  2. Провести анализ возвращенных лицензий/контрактов на разведку ТПИ, ОПИ, УГВ и других полезных ископаемых и делать это на постоянной основе. Сколько вернули лицензий на разведку полезных ископаемых(ТПИ, ОПИ, УГВ и др)? По каким причинам? За весь период действия Кодекса, то есть в течение 6 лет, не был проведен анализ, обобщение и выводы по возвращенным лицензиям. По результатам проведенного анализа необходимо провести корректировку и устранение причин возврата лицензий.
  3. Произвести преобразование имеющихся геологических отчетов с получаемыми машиночитаемым текстом и векторной графикой.
  4. В связи с отсутствием, но критичной важностью при применении, необходимо привести в соответствии с Законом «Об особо охраняемых природных территориях» паспорта и контура ООПТ.
  5. Принять решение по действующим на территории ООПТ 386 организациям по разведке и добыче ТПИ/ОПИ. Встает резонный вопрос со стороны потенциальных международных инвесторов: «Почему кому-то можно работать там, а другим не дают аналогичные лицензии?».
  6. В целях недопущения повторных скандалов, необходимо оконтурить месторождения подземных вод и в целом территорий, запрещенных для недропользования, согласно 25 статьи Кодекса РК «О недрах и недропользовании».
  7. Устранить историческую разрозненность систем координат при использовании пространственных данных государственными органами.
  8. Оконтурить границы береговой линии казахстанского сектора Каспийского и Аральского морей.
  9. Произвести точное оконтуривание вновь образованных областей Республики Казахстан.
  10. Обеспечить максимально возможный доступ к геологической информации.
  11. Произвести максимальное рассекречивание секретной геологической информации.
  12. В целях исключения неэффективности, нерациональности и дублирования работ, проведённых и планируемых по государственному геологическому изучению недр (ГГИН) провести анализ, обобщение и планирование этих работ с учетом научного подхода и прикладных исследований казахстанских ученых и специалистов, экспертов отрасли, а также с учетов приоритетов регионов страны.
  13. Разработать и утвердить комплексный подход по развитию Геологии в разрезе взаимодействия государственных структур и бизнеса
  14. В целях недопущения кулуарных решений по планируемым ГГИН, необходимостью конкретных обоснований проведения работ, в том числе на основе результатов предыдущих работ, необходимо создать межведомственный Научно-технический совет с привлечением местных исполнительных органов.
  15. Отчетность по 61 работам по завершенным ГГИН до сих пор не опубликована в открытом доступе, хотя по Кодексу обязаны это были сделать в течение 2 месяцев с момента окончания работ. Работы закончились в декабре 2020 года, то есть на протяжении 2,5 лет нет результатов. Необходимо незамедлительно опубликовать в открытом доступе.
  16. Обеспечить необходимой инфраструктурой. Отсутствие необходимого хранения и некачественность геологической информации как на республиканском, так и на территориальном уровне, их обработки (вторичная и первичная геологическая информация).
  17. Формирование долгосрочного планирования развития отрасли. Отсутствие Единой государственной системы управления геологией и недропользованием, отсутствие необходимого четкого взаимодействия и координации между соответствующими компетентными и уполномоченными органами, их территориальными подразделениями и бизнесом.
  18. Обеспечить оконтуренность ВСЕХ месторождений, включенных в Государственный учет полезных ископаемых.
  19. В целях осуществления так называемых быстрых побед и решений, произвести доразведку резервных месторождений, состоящих на государственном учете.

 

Необходимые законодательные и иные изменения:

  1. При применении международных стандартов CRISCO необходимо исключить недропользователей по ОПИ, по воде и выставить градацию их применения при разведке/добыче ТПИ. Это касается и PRMS.
  2. При недропользовании, распределение затрат недропользователя по одному контракту/лицензии с отрицательным результатом, применять и учитывать их при разработке на других контрактах/лицензиях. Это даст мотивацию не уходить и бросать участки, а производить геологоразведочные работы и на других территориях.
  3. Обеспечить механизм возврата территорий, по которым закончился контракт, либо на протяжении более 3 лет не проводятся работы.
  4. Определить перечень приоритетных, стратегических видов полезных ископаемых для страны.
  5. Необходим вывод Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) и ТКЗ в отдельную структуру, с приданием независимого от одного министерства, статуса.
  6. В целях устранения имеющихся недостатков, необходимо обеспечить соответствующее продвижение отраслевых специалистов, имеющих опыт управления и квалификацию к управлению отраслью.
  7. Создание отдельного государственного органа со статусом Агентства по геологии и охране недр.

 

Автор: Боранбаев Анвар Кимович, бывший председатель правления нацкомпании «Казгеология». Горный инженер, геофизик, стаж в отрасли – более 25 лет.