На прошлой неделе Глава государства дал ряд поручений по диверсификации поставок нефти:
«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта», – отметил Президент.
Причем здесь Тенгизшевройл?
Дело в том, что в свое время Тенгизшевройл отказался от участия в проекте «Казахстанская Каспийская Система Транспортировки нефти» (https://t.me/NRG_monitor/294) (ККТС), перенаправив объемы транспортировки нефти с Каспийского море в расширенную после модернизации нефтепровода КТК в 2014 году. С тех пор Тенгизская нефть полностью шла через КТК. А национальная компания КазМорТрансФлот была вынуждена продать часть танкерного флота Азербайджану из-за простоя.
Об этом также свидетельствуют откровения экс-топ менеджера КазМунайГаз Максата Иденова американскому послу: «пока русские наблюдают развитие ККТС — у КТК будут проблемы. Но знаете ли вы настоящую проблему с ККТС? Это позиция Chevron по поставке всей своей нефти через КТК.»
Иденов жаловался послу, что «позиция Chevron угрожала поставить под угрозу весь проект ККТС, так как никто не будет начинать строительство и модернизацию нефтепровода, порта и прибрежной инфраструктуры без твердого обязательства
поставки от крупнейшего производителя нефти».
Вот возможно из-за данного фактора Президент дипломатично попросил акционеров Тенгиза проработать Транскаспийский маршрут. Согласись бы ТШО часть нефти отправлять через Баку — возможно, шторм и мины обходили бы КТК стороной.