Об этом inbusiness.kz рассказал Нурлан Жумагулов.
«В первую очередь, у нас нет танкеров, чтобы необходимый нам объем доставить до Азербайджана, до Баку, откуда до черноморского порта Батуми в Грузии, откуда уже по железной дороге в Турцию и далее до Европы. Поэтому нужно будет решить этот вопрос», – сказал г-н Жумагулов.
Помимо этого, требуется вложиться в восстановление и расширение перемычки на терминале Сангачлы в Азербайджане. Пока его не починят, максимум, что по нему можно будет прокачать – это 1,5-2 миллиона тонн в год, в то время как по КТК уходит свыше 4,5 миллионов тонн в месяц. Разница очевидна.
«Казахстану также потребуется достигнуть четких договоренностей с тем же Азербайджаном по объемам поставок и по тарифу. Насколько мне известно, азербайджанская сторона согласна принять казахстанскую нефть на своих условиях. Это должен быть гарантированный 10-летний контракт по поставкам», – подчеркивает эксперт.
Есть проблемы и в прокачке нашей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
«Несмотря на то, что БТД заполнен наполовину своих мощностей, по нему течет легкая нефть Azeri Light, которая ценится на мировом рынке дороже марки Brent. Если более сернистая и тяжелая тенгизская и кашаганская нефть войдут в трубопровод БТД, то акционеры БТД по любому поднимут тариф за прокачку, чтобы не потерять свои доходы из-за снижения качества нефти», – добавил собеседник.
Однозначно возобновление Транскаспийского маршрута для экспорта нашей нефти нужно время.
«Пока КТК остается самым мощным и самым дешевым маршрутом. Если отказаться от него, то нам придется сокращать нефтедобычу на всех трех крупных проектах (Кашаган, Карачаганк, Тенгиз). Вряд ли акционеры на это согласятся. Тем более, что при нынешней мировой цене на нефть (более 100 долларов за баррель) впервые за эти прошедшие полгода в Нацфонд республики поступило 3,1 триллионов тенге. Это впервые за долгие годы, когда страна перестала изымать из НацФонда больше, чем туда поступало нефтяных денег», – считает г-н Жумагулов.
Единственный путь решения у Казахстана на сегодня — сесть за стол переговоров с Россией и договариваться и, параллельно, обсуждать альтернативные маршруты, акцентирует собеседник inbusiness.kz.